Что нужно писателю, чтобы писать
В свое время юный Карел Чапек спросил своего дядю, известного в те годы писателя: "Как пишутся романы?" - "Сидя, молодой человек!" - ответил тот.
И по сию пору романы, а также рассказы, статьи, эссе, монографии, докладные (и закладные) записки и все прочие тексты пишутся по прежнему сидя. Правда, обычно за компьютером, а не листом бумаги. И потому, помимо компьютера, требуют некоторого инструментария - средств для работы с текстами.
Их можно разделить на две группы - средства для составления текстов, текстовые редакторы, и средства для оформления таковых - текстовые процессоры. В чем разница между ними?
Обычно считается, что в редакторах имеются лишь простейшие операции по вводу текста, тогда как процессоры насыщены функциями его обработки. Не могу с этим согласиться - все зависит от конкретной реализации. Существует достаточно много редакторов, имеющих очень сложные возможности для обработки текстовых файлов и их групп, тогда как есть и процессоры, не позволяющие ничего, кроме смены гарнитуры или начертания шрифта и выравнивания текста.
На мой взгляд, различие между редакторами и процессорами - чисто формальное: все, что дает на выходе простой текстовый файл (т.н. plain text) - это редактор, тогда как процессор создает текст в собственном (хотя, возможно, и общепринятом) формате, содержащем кроме ASCII-символов всякого рода управляющие и форматирующие коды. Ну а богатство возможностей - это исключительно на совести разработчика.
Из такого определения следует, что текстовые редакторы ориентированы на создание оригинальных содержательных материалов, тогда как процессоры - на их представление. Предвижу возражение: подавляющее большинство тружеников пера (пардон, клавиатуры) использует текстовый процессор (берусь угадать, какой) для обоих целей. По моему мнению, это неправильно: создание оригинальных текстов (если, конечно, они заслуживают этого названия) - процесс, требующий концентрации внимания именно на содержательной стороне. Изобилие же всякого рода форматирующих и укращательских опций приводит к попыткам одновременно заниматься и оформительством. Казалось бы, экономия времени, однако обычно это приводит к тому, что как то, так и другое получается скверно. Впрочем, это - моя точка зрения, которую я не собираюсь ни доказывать, ни упаси Боже, навязывать.
Работа с текстами подразумевает еще один аспект - языковый. И, соответственно, для нее нужны средства языковой поддержки, то есть ввода символов и их отображения на экране - раз, шрифтового отображения на печати - два. Ну и проверка орфографии вряд ли покажется лишней. Конечно, все мы учились понемногу, но правильнописание хромает не у одного Винни-Пуха...
Начнем рассмотрение с тех инструментов, которые представляются более важными. Это -